Москва на семи холмах: где находятся и что это за холмы

Москва на семи холмах: где находятся и что это за холмы

Крылатую фразу «Москва – город на семи холмах» знают все. А вот дальше начинается большой простор для фантазий, так как истинный смысл этой фразы мало кто знает. Кстати, до сих пор не утихают споры на каких конкретно холмах зародилась Москва. История оказалась запутанная, обросшая домыслами и легендами.

Давайте разберемся в наиболее популярных версиях. Тем более их не так много. Для начала вспомним замечательные строки Марины Ивановны Цветаевой из цикла «Стихи о Москве»:

«Семь холмов — как семь колоколов!

На семи колоколах — колокольни.

Всех счётом — сорок сороков.

Колокольное семихолмие!»

Предыстория

В XV столетии Русь становилась государством в полном смысле этого слова. Вокруг Московского княжества начали объединяться земли, и это связано, в первую очередь с правлением Ивана III Васильевича. Одновременно с укреплением централизации внутри, Москва стала играть на международной арене все большую роль. Ее влияние постепенно возрастало. Но нужен был какой-то яркий символ, который бы подтвердил все притязания молодого государства.

Здесь смешалось все, и матримониальные интересы государя, и политические устремления государства, и внутренние проблемы страны.

И тут как нельзя более кстати вспомнили о словах псковского монаха из Елеазарова монастыря Филофея. В своих посланиях, написанных в 1523 – 1524 годах дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он утверждал, что Москва должна занять роль «Рима земного», и таким образом стать третьим Римом.

«Первый» Рим, или как его называли современники «caput mundi», что с латинского переводится как – столица мира, долгое время был центром цивилизации и носителем верховной власти на земле. Но после долгой войны с варварами, Западная Римская империя распалась. И власть перешла Константинополю, он стал «вторым» Римом. Но и его век закончился, под ударами турок город пал, но волею судеб ему на смену пришла далекая Москва. Дело в том, что реальных претендентов в то время не было, хотя сербы считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары – Великое Тырново. Но вот проблема, они были под властью Османской империи. А вот Русское государство только недавно сбросило ярмо татаро-монгольского ига и становилось мощным централизованным государством.

Филофей пророчески написал, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этим тезисом закреплялся, пока что на словах, статус Москвы, как последнего лидера православного мира.

Иван III решил закрепить новый статус не только на словах, но и делом. Он женился на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог. После этого он смело претендовал на титул царя. Кстати, орлы на гербе России, это наследство Софьи, так как орлы были на ее гербе.

Впрочем, идеи монаха Филофея забылись и канули в лету, и только в середине XIX столетия с них сдули пыль забвения славянофилы, когда взяли себе на вооружение проверенную концепцию «Москва – Третий Рим». А вот про семь холмов, на которых расположилась столица на протяжении этих веков не забывали.

Семь холмов в Москве и Риме. Что общего?

Московские бояре хорошо понимали, что мало претендовать на словах на статус центра мировой религии, а в дальнейшем занять лидирующие позиции в мировой политике, неплохо бы еще как-то подтвердить, найти параллели с Римом. И они были найдены.

Вспомним, Вечный город был основан на семи холмах: Палатине, Капитолии, Квиринале, Авентине, Виминале, Эсквилине и Целии. Они были одним из главных символов. Добавим, что крепостные стены Константинополя, он же Византия, Царьград, а сейчас Стамбул, заключали в себе столько же. Так что, как говориться, сам Бог велел и Москве быть на семи холмах.

Москва тоже изначально располагалась на холмистой местности, которую пересекали ручьи, речки и овраги. Поэтому найти у себя семь холмов было не проблема. Проблемы возникли гораздо позже, когда специалисты и просто любители истории начали разбираться, а собственно, какие холмы настоящие, а какие напрасно претендуют на столь высокое и важное звание.

Разберемся в этой непростой истории и посмотрим какие горки реально могли быть в составе этой легендарной семерки.

Некоторые, мистически настроенные исследователи сейчас доказывают, что эти холмы были не столько некими природными возвышенностями, а несли глубокий сакральный смысл. В своих публикациях они пишут, в этом районе древние славяне поклонялись семи своим богам: Роду, Велесу, Купале, Яриле, Макоши, Перуну и Трояну. Потом традицию подхватила Православная церковь и на древних языческих капищах стали строить церкви и монастыри. А при Советской власти на этих «местах силы» возводили уже свои культовые сооружения, просто настоящий их смысл был скрыт от простого народа. Кроме этого, они утверждают, что на семи холмах был основан Киев, Нижний Новгород, Киров, Ижевск, Чердынь, Уфа, Томск и даже заокеанский Вашингтон. При желании этот перечень можно намного расширить. Но довольно домыслов, перейдем к известным фактам и к различным научным версиям.

Первые упоминания о холмах, на которых была построена Москва относятся еще к XVI веку, когда заговорили о преемственности Риму. И самым первым холмом называют Боровицкий. Надо отметить, что его важный статус никто не подвергает сомнению.

Древнее капище язычников

Эта возвышенность на среднерусской возвышенности издревле была облюбована людьми. Это подтверждается не только устными сказаниями, письменными источниками, но и археологическими раскопками. Например, на территории Московского Кремля за последние два столетия было найдено 24 клада, самый древний из которых специалисты датируют 1177 годом.

В наши дни Боровицкий холм, он же Боровицкий мыс и Кремлевский холм, находится в самом центре города. В этом месте речка Неглинная впадает в Москву-реку. Холм высотой около 145 метров находится в надпойменной террасе на левом берегу Москвы-реки. В древние времена был полностью покрыт хвойным лесом, то есть здесь рос сухой сосновый или еловый бор, вот отсюда и название – Боровицкий.

Еще начиная во втором тысячелетии до нашей эры здесь начали селиться охотники и рыболовы, позже им на смену пришли скотоводческие племена. И вот после них эти земли стали обживать вятичи. Тут у них было капище – сакральное место, где они поклонялись своим языческим богам. Недалеко находилось кладбище, где хоронили своих колдунов.

О том, что это были не дикие, бродячие племена, а вполне оседлые, говорит тот факт, что исследователи находили в этом районе рукотворные курганы, а на Боровицком холме уже в XI веке стояло поселение с небольшими укреплениями: деревянными частоколом и рвом.

Существует предание, когда на Руси шло крещение, то на вершине Боровицкого холма был казнен языческий верховный жрец. Перед смертью он проклял это место. И якобы, с тех самых пор неприятности преследовали Кремль: то он горел, то его разрушали враги. А еще предания утверждают, что на этом месте была построена деревянная церковь Иоанна Предтечи что на Бору, и эта «первая на Москве церковь быть».

Вот тут необходимо сделать уточнение, что сейчас существует две основные версии происхождения Москвы.

Первая версия. Пир Юрия Долгорукого

Впервые о местности упоминается в Ипатьевской летописи за 1147 год. Дело в том, что Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий устроил здесь пир в честь своего союзника новгород-северского князя Святослава Олеговича: «приди ко мне брате в Московь». А потом приказал построить на этом месте деревянную крепость. Кстати, недалеко находилось село Кучково, названное по имени его владельца – Степан Кучка. И одно время названия конкурировали между собой.

Впрочем, современные исследователи подвергают критике эту летопись.

Вторая версия. Убийство Степана Кучки

Существует другая точка зрения, здесь располагалось имение боярина Степана Кучки. Но князь Долгорукий казнил боярина. Причины доподлинно неизвестны, есть несколько версий, где излагаются причины. Предполагают, князь хотел заполучить эти земли, а вот боярин уперся, за что жестоко поплатился. В легендах утверждается, что Кучка негостеприимно встретил высокого гостя. Современные историки предполагают, что Кучка подстрекал вятичей на восстания против Долгорукого, боярин не хотел ему подчиняться. Но как бы там ни было, а результат известен точно.

Московское семихолмие. Основные претенденты

Сейчас известно точно, что Юрий Долгорукий повелел заложить на этом холме деревянный город. Начали с возведения деревянных укрепленных стен Кремля, княжьего двора, церквей и так далее. Но вплоть до нашествия Батыя в 1237 году, Москва играла роль пограничного города Владимиро-Суздальского княжества. Боровицкий холм со-временем стал важным укрепленным пунктом, сыгравшим огромную роль в жизни славян.

Важнейшим из холмов для нас является Кремлевский

Сейчас Боровицкий холм известен по всей планете, так как здесь находится Красная площадь, Кремль – это самое сердце России. Кроме этого часть Китай-города заходит на древний холм.

Самая высокая часть называется Маковица, что с древнерусского означает – макушка. Здесь расположена Соборная площадь, на которой возведен один из главных храмов страны – патриарший Успенский собор.

Можно с большой долей уверенности предполагать почему именно на Боровицком холме сначала построили небольшое укрепление, а позже оно превратилось в настоящую крепость, под защитой мощных стен которой зарождалось новое государство. Дело в том, что если внимательно посмотреть на карту, то отлично видно его выгодное географическое местоположение, позволяющее спрятаться в междуречье от нападения врагов, а заодно контролировать водные и сухопутные дороги. Сейчас, из-за современной застройки понять реальную высоту и значение холма трудно.

Добавим, что Боровицкий холм соответствует римскому холму Палатин, где, по легенде волчица вскормила молоком братьев Ромула и Рема, ставших основателями Вечного города.

Теперь перейдем к другим холмам и посмотрим, какие из них точно попадают в ТОП-7 московских холмов, претендующих на звание быть колыбелью Москвы.

Чертопольский холм

В районе улица Волхонка есть второй холм, о котором точно известно, что он входит в семерку холмов Москвы. Когда-то здесь петлял бурный ручей, и его русло было настолько замысловатым, что местные жители издревле считали, что его «черт рыл». Отсюда произошло название – Чертольский холм, а район, соответственно, Чертолье.

Ручей брал свое начало с Козьего болота, которое гораздо позже облагородят и превратят в Патриаршие пруды. До конца XVI века этот район был за чертой города. «Чертов» ручей впадал в Москву-реку, там сейчас построен храм Христа Спасителя.

С Чертольской начиналась дорога в Новодевичий монастырь, куда часто ездил на богомолье царь Алексей Михайлович и то, что приходится ездить по улице, название которой связано с нечистой силой его сильно смущало. В конце концов он не выдержал, религиозные чувства взяли верх, и царь издал указ о переименовании Чертольской в Пречистенку. Кстати, это был первый случай «административного» переименования улицы в жизни Москвы. До этого улицы и районы называл народ, происходило это стихийно, под влиянием различных причин.

По преданию Чертопольский холм находился в районе улицы Волхонка. Высоту его сейчас установить трудно, так как его выровняли при строительстве храма Христа Спасителя, а позже вообще срыт, когда закладывали фундамент дворца Советов.

Чертопольский холм в Риме соответствует холму Квирина, как один из самых высоких в Риме.

Первые спецпереселенцы на Руси основавшие Бутырку

Псковская горка, это третий по высоте холм в центре Москвы. Когда-то здесь обосновались переселенцы из Пскова. Конечно, переезжали они сюда не по своей воле. Дело в том, что в 1510 году древний город Псков был присоединен к Московскому княжеству и часть знатных граждан было переселено сюда, на один из тогда еще безымянных холмов. Это был мудрый поступок, живя буквально в полукилометре от Кремля псковская знать волей-неволей должна была подчиниться новому государю и забыть о своей Псковской вечевой республике. Но видимо некоторые продолжали буянить, не хотели подчинения Москве, поэтому что часто попадали в «псковскую тюрьму». Позже ее передислоцировали за пределы тогдашней Москвы, и со временем «псковская тюрьма» стала Бутырским следственным изолятором, более известным в народе как «Бутырская тюрьма»,

Между прочим, псковичи славились своими умениями делать скобяные изделия, за это их ценили. Но селиться они предпочитали компактно на горке, которую позже назвали в народе Псковской. Она бы сейчас располагалась между улицей Варварка и набережной Москва-реки. Дело в том, что сейчас как таковой Псковской горки нет на рельефе Москвы. При Советской власти, когда столицу после Великой Отечественной войны кардинально перестраивали, старинные кварталы снесли, а возвышенность вообще сравняли, здесь должна была взвиться в небо восьмая сталинская высотка. Но от планов по различным причинам отказались, но свято место пусто не бывает, тем более в Москве, и через пару десятков лет на месте поселения псковитян была построена крупнейшая в Европе, на то время, гостиница «Россия».

Можно утверждать, что это первый холм, на котором стали плотно селиться люди за пределами Кремля.

В Риме это холм Эсквилин, где люди стали селиться чуть позже, чем на Палатине.

Таганский холм конкурент Боровицкого холма. Или как жили бурлаки

Название Швивая горка, для современного уха звучит как-то не очень благозвучно. К тому же специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, как правильно говорить – Вшивая или Швивая. Поэтому некоторые скромно называют эту местность – Таганский холм.

Краеведы утверждают, что существует старинное предание – именно на Таганском холме зародилась Москва, и только потом люди стали селиться на Боровицком холме. Отметим, что Таганский холм издревле облюбовали для жизни богатейшие дворянские роды. Здесь даже жили предки Александра Пушкина.

Холм расположен у места впадения Яузы в Москву-реку. Его высота 145 метров, склон достаточно крутой, так что с точки зрения фортификации место подходящее. Сейчас холм с востока ограничен Садовым кольцом, на месте которого в прежние времена проходил укрепленный земляной вал. Кроме этого удобно было контролировать проплывающие торговые суда, взимая с них пошлину. Это подтверждает мнение – Таганский холм входил в семерку самых значимых холмов Москвы.

Название связывают с названием слободы – Таганная или Таганская, которая находилась на вершине холма с XVI столетия. Местные мастеровые изготовляли таганы, то есть подставки для котлов. Но выдвигают еще одно предположение, название образовалось от географического термина «таган», что означит – гора, холм, вершина.

Существует второе название – Швивая (Вшивая) горка. Дело в том, что в этом районе были пристани, куда приходили наниматься в бурлаки. Им отвели место за Яузой, где люди отдыхали, готовили еду, сушили одежду и уничтожали вшей. Все это требовало открытого огня поэтому им пришлось жить подальше от домов. Позже это место назвали Швивой горкой. Кстати, борьбе с этими насекомыми в России всегда уделяли огромное внимание, в отличие от «просвещенной» Европы, где вши даже диктовали моду.

В Риме Швивая горка (Таганский холм) соответствует Виминалу, большая часть которого была застроена жилыми зданиями. С востока Виминальский холм был защищен Сервиевой стеной с Виминальскими воротами.

Ивановская горка или Алабов холм, это у черта на куличках

Здесь необходимо сделать уточнение, на Руси горкой часто называли не холм, а высокий, крутой берег реки. Так что путаница среди возвышенностей в Москве возникает изрядная. Но рассмотрим эту возвышенность, тем более что много специалистов вносят ее с список «семи московских холмов».

Здесь была одна из деревень боярина Степана Кучки. Внизу Ивановской горки находились Кулишки. Предполагают, что в древности это слово означало болотистое, топкое место. В общем-то, об этом месте упоминаний до наших дней дошло немного. Известно, здесь располагался Ивановский монастырь. Позже было построено еще много церквей и храмов. А вот богатых усадеб было немного, куда большую известность получила Хитровка, ставшая на долгое время прибежищем для низов общества.

Кстати, выражение «у черта на куличках» связано как раз со словом Кулишки.

Другое название, Алабов холм, появилось в XVIII столетии. В архивах сохранились документы, из которых становится известно, что здесь была построена большая усадьба А. Алабова, состоявшая из нескольких мелких и одного крупного двора, но принадлежавших разным хозяевам. Как это бывало в те времена, по имени хозяина назвали местность.

Современные исследователи часто ставят под сомнение, что Ивановская горка входит в список нужных нам холмов, но на самом деле косвенные свидетельства говорят об обратном.

Впрочем, Ивановская горка – неофициальное название одного из исторических районов Москвы. Так что искать его на картах столицы бесполезно. А свое название берет от Иоанно-Предтеченского женского монастыря, построенного в XV столетии.

Этот холм представляет собой бровку на высоте до 150 метров от уровня реки и обращен в сторону Москва-реки. Эта территория находилась на древней земле Белого города Москвы. Рядом проходила дорога на Владимир, Рязань и Коломну. Так что Ивановская горка вполне вписывается в условия, данные для поиска, несмотря на то, что находится все же не совсем рядом с Кремлем.

Современная территория Ивановской горки лежит в границах Маросейки и Покровки с севера, с юга огранивает Солянка, а два бульвара Покровский и Яузский с востока, а с западной стороны пролегает Лубянский проезд.

Если сравнивать с Римом, то это Целий, где сейчас можно увидеть развалины древнеримских святилищ и языческих храмов.

Тверской холм или Страстная горка

Эта местность стала заселяться, когда была проложена дорога на Тверь. Входил ли Тверской холм в список семи холмов, сейчас идут споры. Но первоначально считалось, что он тоже занимает почетное место в этом реестре.

Среди знатоков его называют еще как Страстная горка или Красный (Красивый) холм. Достигает в высоту 163 метров и расположен в Тверском районе. Холм лежит между ручьем Черторый и реки Неглинная. В 1654 году здесь был построен Страстной женский монастырь, отсюда и другое название холма.

Если проводить параллель с Римом, то его сравнивают с Капитолием, центром государственной власти в Древнем Риме.

Сретенский холм, там стояла загадочная Сухаревская башня

В XVII веке на самой макушке холма построили Сухаревскую башню, вокруг которой до сих пор ходит много легенд, несмотря на то, что в 1934 году ее снесли. Ее воздвигли на месте старых Сретенских ворот Земляного города. И на века башня стала одним из неофициальных символов Москвы. А заодно она дала второе название горке – Сухаревский холм.

Сейчас этот холм расположен в Мещанском районе Москвы, а когда-то его омывали река Неглинная и правые притоки Чечеры. Селились здесь люди небогатые и незнатные. Вокруг башни шумела и торговала знаменитая на всю Москву барахолка.

Если сравнивать с Римскими холмами, то это – Авентин. Сначала был слабо заселен, но потом его освоили римские плебеи.

Холмы-претенденты

Эти семь холмов официально считаются самыми основными. Но на самом деле предлагаемый список шире. Дело в том, что поиски холмов продолжаются уже не одно столетие, поэтому в каждой эпохе были свои фавориты.

Старо-Ваганьковский холм, отсюда Воланд смотрел на Москву

Надо отметить, что Старо-Ваганьковский холм некоторые краеведы и историки вносят в «семихолмный» список. И он более достоин внесения в список, чем, например, Тверской холм.

О нем даже есть упоминание в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев…

Воланд заговорил:

– Какой интересный город, не правда ли?

Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:

– Мессир, мне больше нравится Рим!

– Да, это дело вкуса, – ответил Воланд».

Откуда произошло название Ваганьково, доподлинно неизвестно. Одни выдвигают версию, что якобы здесь находился «государев потешный двор». Есть более реальное предположение, в этом районе торговали практически без пошлин. А название Ваганьково произошло от слова «ваганн», «вага», то есть от слова – вес, тяжесть. Налог взимали только за взвешивание товаров.

Археологи установили, что тут, у впадения реки Неглинная в Москва-реку было одно из первых славянских поселений, с которых началось освоение этой территории. Холм, скорее всего не был заселен, по древним традициям возвышенные места около поселений отводились для языческих капищ и мест для погребения усопших. Слово Ваганьково напоминает старорусское «ваганить», то есть играть. Дело в том, что на таких местах еще проводились тризны с ритуальными игрищами для поминовения умерших. И тогда можно сделать допущение, что традиция несколько видоизменилась, здесь могли поселиться скоморохи и шуты, которые веселили государя и его свиту.

В XII – XIII веках, когда вся Москва вмещалась на территории современного Кремля, Ваганьково играло роль ближнего пригорода или предместья и принадлежало московской великокняжеской фамилии.

Царь Михаил Федорович, первый Романов, велел построить на вершине холма церковь в честь своего небесного покровителя – Святого Михаила Малеина, а ваганьковские земли подарил родственникам своей жены Стрешневым.

Уже следующий царь Алексей I Михайлович распорядился очистить Ваганьковский холм от «лишнего» населения и людей переселили в пригород Москвы, за реку Пресня. Там возникло Новое Воганьково, а это стало, соответственно Старым.

Так что, как видим, Старо-Ваганьковский холм вполне претендует на место в списке.

В наши дни на этом месте находится Российская государственная библиотека.

Трехгорка, здесь зарождалась легендарная мануфактура

В Пресненском районе есть Трехгорный холм, его высота 150 метров. Впервые о нем упоминается в 1410 году. До сих пор идут споры, почему собственно – Три горы. Скорее всего название связано с всхолмленной местностью. Сейчас установить так ли это невозможно, так как все застроено.

Некоторые исследователи доказывают, что Трехгорка тоже должна быть в списке «семи холмов», но в те времена это была отдаленная окраина города. Но несмотря на это, история у этого района довольно богатая.

Лефортовский холм

У этого холма есть еще одно название – Введенские горы, которое произошло от церкви Введения Богородицы во Храм. Церковь построили еще в 1643 году, от этой церкви стали называть село. Находится он за пределами Садового кольца на левом берегу Яузы. Так что утверждения некоторых краеведов о том, что Лефортовский холм тоже надо учитывать, не выдерживает никакой критики, несмотря на древность церкви и высоту холма в 145 метров. Село Введенское на рубеже XVII – XVIII веков соединилось с соседним Семеновским, а позже с Лефортово, поэтому горку стали иногда называть Лефортовой.

Поклонная гора – легендарное место встречи

Кстати, Поклонная гора имеет свою историю, и, хотя она не вписывается в первоначальную концепцию, но у сторонников есть несколько весомых аргументов.

Например, историки утверждают, что еще в X столетии была традиция, когда каждый путник, прибывающий в город должен был подняться на гору и бить поклоны, тем самым выражая свое уважение городу и жителям. Впрочем, в русских летописях Поклонная гора впервые упоминается только в XVI веке. Тогда эта возвышенность была далеко за пределами города и назывались по-другому: Поклонная гора при Смоленской (Можайской) дороге.

Обряд поклона должны были делать все, независимо от статуса, будь то простой крестьянин или князь. Отсюда открывался великолепный вид на древнюю столицу России. Здесь оказывались почести именитым гостям и послам иностранных государств. Например, в октябре 1508 года состоялась встреча с посланниками крымского хана Менгли-Гирея, дело в том, что между Иваном III и крымским ханом был заключен договор о взаимопомощи против общих врагов: Литовского княжества и Большой орды.

Через сто лет на этой горе стоял походным лагерем польский гетман Станислав Жолкевский, когда шел войной на Москву. Здесь его встретила делегация, члены которой хотели посадить на древний престол польского королевича Владислава.

Вспомним, именно на Поклонной горе Наполеон ждал, когда же москвичи поднесут ему ключи от города, но не дождался, а увидел зарево пожаров.

Как обычно, есть и другая версия происхождения этого топонима. В феодальные времена путешественники, входящие или въезжающие в город, облагались своеобразным налогом, который назывался «поклон».

В середине 1940-х годов появилась идея создать тут памятный комплекс. В конце 1950-х годов поставили гранитный памятный знак. А когда шло строительство Кутузовского проспекта и жилого квартала восточную часть Поклонной горы срыли. На оставшемся склоне создали Парк Победы.

Как видим, история Поклонной горы интересная, но немного не вписывается в условия, которым должны соответствовать холмы-родоначальники Москвы.

Воробьевы горы и Теплостанская возвышенность – предложения из интернета

В последнее время от комментаторов в интернете можно услышать, что Воробьевы горы должны входить в список холмов. Они упирают на то, что горы являются самым отдаленным от Кремля возвышением. Но не учитывают того, что, когда Москва только-только начала строиться и выходить за стены Кремля и даже Белого города, Воробьевы горы были слишком далеко, и высота у них всего 80 метров, так что это скорее высокий холм, чем гора. Хотя люди здесь стали селиться еще XV столетии.

Одним из последних предложений было внести Теплостанскую возвышенность, мотивируя тем, что это самая высокая точка Москвы – 255, 2 метра.

Исследования, которые запутали еще больше

Сейчас можно констатировать, что единого мнения среди ученых, краеведов и просто любителей истории Москвы, нет. Существует несколько списков, разнящихся между собой. Например, исследователи, на основании документов, датируемых XVI веком, выделили следующие холмы:

  • Боровицкий (Маковица);
  • Псковская горка;
  • Таганский холм (Швивая горка);
  • Ивановская горка (Алабов холм или Кулишки);
  • Красный холм (тут двойное толкование: или возвышенность на Яузе, или стык нынешних улиц: Тверская и Моховая);
  • Старо-Ваганьковский холм;
  • Чертольский холм.

В 1980 году в свет вышла энциклопедия «Москва», где на этот вопрос попытались дать свой, исчерпывающий ответ. Там был уже немного другой перечень:

  • Кремлёвский (Боровицкий)
  • Сретенский (Сухаревский)
  • Тверской холм (Страстная горка)
  • «Три горы» (Трехгорный)
  • Таганский (Швивая горка)
  • Лефортовский (Введенские горы)
  • Воробьёвы горы (Ленинские)

Как видим оба списка отличаются. Непредвзято настроенные историки утверждают, эта красивая история о Семи холмах, на которых была построена Москва, просто красивая легенда, появившаяся лишь в XVII столетии. Дело в том, что в это время во всю русскую культуру пришло новое направление – романтизм. Оно возникло после войны с Наполеоном, когда в стране начался небывалый подъем патриотизма. Люди начали задумываться об истории Москвы и России, пытаться воссоздать детали, нарисовать общую картину, гордиться своим прошлым. Так что семь холмов – плод воображения исследователей, подпавших под общее настроение, а на самом деле ничего такого не было.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов, что Москве необходимы были весомые аргументы, когда она начала в XVIII веке претендовать не только на роль Третьего Рима, с этим тезисом за рубежом уже многие были вынуждены согласиться, но и защитницей всего православного мира. Под этим лозунгом русские войска несколько раз входили в Европу, освобождая страны от османского ига.

Архивисты добавляют, что в знаменитой «Повести временных лет» никакого, даже отдаленного упоминания о семи московских холма нет. А ведь считается, что в этой летописи наиболее полно запечатлена история государства Российского.

А что пишут иностранцы, может у них есть какие-то свидетельства? Увы, только начиная с XVII столетия упоминания о «семихолмной Москве» стали встречаться в сочинениях чужеземцев. Вот что пишет в книге «Известие о путешествии в Московию» путешественник Эрколе Зани, побывавший в Москве в 1672 году: «Я удивился громадности города, он превосходит любой из европейских и азиатских. Он заключает в своей окружности семь холмов; церквей, там и сям рассеянных, насчитывают свыше 2 тысяч».

Об этом же написал путешественник и дипломатический посол Рима Яков Рейтенфельс, когда с 1671 по 1673 год жил в Москве. В книге «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьем о Московии» можно прочитать следующие строки: «Красоте города способствуют семь умеренной высоты холмов, на которых Москва отлого возвышается».

Скорее всего, иноземцы просто пересказывали ставшую популярной московскую легенду. Позже, другие путешественники и географы упоминали о семи холмах, на которых стоит столица России, но нигде у них нет уточнений.

Добавим, что в середине XVIII века эти пресловутые семь холмов искал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он тоже подпал под очарование этой легенды и задался вопросом – а какие точно возвышенности можно включить в этот перечень, и где точно они находятся.

Потом свое «время убивали» в поисках «настоящих» холмов много историков. В начале XIX века на этот вопрос решил ответвить московский историк Михаил Погодин. Этим же интересовался москвовед Иван Снегирев, кстати, через полвека историк Иван Забелин решил перепроверить исследования Снегирева, а результате у него получилось больше холмов. Кроме этих ученых определял «классические» холмы востоковед и журналист Юлиан Сенковский. Между прочим, он был уверен, что Трехгорный холм, это три отдельных горы, поэтому его список был увеличен до десяти возвышений.

Интересное исследование сделал профессор Григорий Фишер фон Вальгейм. Ему удало найти упоминания о семи холмах с указанием их «маковиц», то есть вершин. Историк Иван Егорович Забелин в книге «История города Москвы», которая была опубликована в 1905 году, пишет: «… он указывает — для первого холма колокольню Ивана Великого. Другие маковицы находятся: для второго холма на Покровке церковь Успения Богоматери, для третьего — Страстной монастырь, для четвёртого — Три горы, для пятого — Вшивая горка; для шестого — Лафертово, то есть Введенские горы, и, наконец, для седьмого холма местность от Нескучного до Воробьевых гор».

Русский историк и писатель Михаил Петрович Погодин в своих изысканиях почему-то вместо Трехгорного холма называет возвышенность от Самотечной улицы и Трубной площади к Сухаревской башне.

Кстати, исследователи не ограничивались старым городом, по каким-то причинам их внимание привлекло Замоскворечье.

Современные исследователи почему-то в список включили другие возвышенности, находящиеся на территории Москвы: Варварина горка (около Курского вокзала), потом Крутицы (Напрудный холм), Сущевский вал, вспоминают Крылатские холмы. А в последние годы все чаще в интернете вспоминают о Поклонной горе.

Можно еще добавить, что любители мистики и непознанного об этих пресловутых холмах написали уже немало всяких статей. Некоторые исторические факты, приведенные там, интересны, но большинство выводов вызывают, мягко говоря, удивление.

Выводы о семи холмах

Исходя из всего изложенного можно констатировать – многовековой тезис, что Москва была изначально расположена на семи холмах немного преувеличен. Но как бы там ни было эта точка зрения прижилась, обросла научными исследованиями. А споры только подогревают интерес к прошлому Москвы. Добавим, что столица росла, занимая все новые территории и сейчас уже трудно установить истину. А, впрочем, надо ли это делать, можно просто изучать историю и любоваться современной Москвой. Ведь верят же до сих пор, что основатели Рима братья Рем и Ромул были вскормлены волчицей. Так пусть история о легендарных семи холмах Москвы будет тоже красивой легендой, которая только помогает лучше изучить свое прошлое.

Как написал поэт Валерий Брюсов в своем стихотворении «Стародавняя Москва»:

«Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах».

Оцените статью
ДниМосквы
Добавить комментарий