Суверенитет Украины и Белоруссии — сложные геополитические сражения или личная прихоть Сталина

Суверенитет Украины и Белоруссии - сложные геополитические сражения или личная прихоть Сталина

В 1940 году стала понятна несостоятельность одной из главных организаций мира — Лиги Наций. Спустя два года перед антигитлеровской коалицией встала необходимость создания новой организации международного уровня, которая по своим функциям и полномочиям, а главное авторитетом, превосходила недавно почившую предшественницу. После войны было крайне важно предотвратить в зачатке любые попытки вновь погрузить мир в хаос и устроить кровопролитие ради захватнических идей. Свое начало такая организация получила 1 января 1942 года после проведения первой Вашингтонской конференции, где главами стран союзников во Второй Мировой войне, была подписана Декларация объединённых наций. Этот день навсегда вошел в историю, а подписанный главами 26 государств документ международного уровня стал основой для будущей Организации Объединенных Наций. Только спустя три года будет создана непосредственно сама организация.

Неравная борьба — 16 республик против 48 штатов

На встречах «Большой тройки», в которую входили главы исполнительной власти СССР, США и Великобритании, обсуждались вопросы структуры и урегулировании решений будущей ООН. Мнение относительно самых главных функций и порядка принимаемых решений антивоенной организации представителей трех великих антифашистских держав на многочисленных конференциях сильно разнилось.

Сталина волновал вопрос грамотного распределения голосов во время голосований. Дело в том, что такие британские доминионы, как Австралия, Канада, Новая Зеландия, Индия и Южно-Африканский Союз, должны были войти в ООН как независимые государства, хотя в реальности полностью следовали политике англо-саксонских лидеров.

На этой почве у советского руководства возникла идея требовать вступления в ООН не всего СССР, а 16 республик как отдельных территориальных единиц. Во время Вашингтонской конференции, проходившей с 28 августа по 21 сентября 1944 года, посол Советского союза в США Андрей Громыко озвучил данные требования. Реакция партнеров по антигитлеровской коалиции была ожидаема — представители США и Великобритании отнеслись к предложению советского дипломата крайне негативно. В ответ на выступление Громыко Франклин Рузвельт, занимавший пост президента США, потребовал принять в ООН все 48 штатов США.

Непростой компромисс

Нарастающее в кругах союзнических сил напряжение удалось урегулировать посредством компромисса, который устроил все стороны. В попытках достичь согласия и сотрудничества западные страны предложили обсудить этот вопрос на встрече «Большой тройки», которая должна была состояться вскоре. Чтобы сообщить эту миролюбивую новость Сталину 9 октября 1944 года Уинстон Черчилль устроил дипломатический визит в Москве. На следующий день это решение озвучили в письме президенту США.

4 февраля 1945 года началась Ялтинская конференция. Нарком иностранных дел Советского союза 6 февраля представил более скромное предложение о предоставлении отдельного права голоса таким республикам СССР, как Украина, Беларусь и Литва. В своих воспоминаниях Черчилль отмечал, что такой выбор республик объяснялся несколькими факторами. В частности, эти территории первыми приняли на себя удар противника, понесли наибольшие человеческие потери, сильно пострадали. Также представители Советского союза выразили согласие на принятие в Организацию Объединенных Наций и двух республик. На самостоятельное вхождение претендовали Украина и Беларусь.

Западные союзники не стали противиться такой воле главы СССР — компромисс устроил всех. Таким образом, Украина и Беларусь 24 октября 1945 года стали первыми членами ООН.

Политические игры Сталина, подарившие «суверенитет» республикам

Суверенитет республик в данном вопросе — это была не просто необходимость Советского союза, но и четко спланированная акция. Уже 1 февраля 1944 года прошла вторая сессия Верховного Совета СССР с момента начала войны. Конституция была дополнена двумя новыми статьями — 18а и 18б. Они давали право на законном уровне союзной республике иметь прямые взаимоотношения с иностранными государствами, включающие подписание договоров и обмен дипломатическими представителями. Также допускалось создание личных республиканских формирований военного плана. Во время сессии изменили основные постулаты 77-й и 78-й статей. Теперь на смену общесоюзным пришли союзно-республиканские народные комиссариаты обороны и иностранных дел.

Это были хоть и формальные, но большие перемены для всех союзных республик. С момента изменения существующих статей Конституции и принятия новых республики обретали некоторые атрибуты независимого государства. На практике после окончания Великой Отечественной войны эти атрибуты некой самостоятельности быстро убрали. Принятые статьи продолжали существовать вплоть до 1977 года, поскольку 7 октября 1977 года была принята новая Конституция, в которой законы о республиканских наркоматах отсутствовали.

В отличие от войсковых образований, наркоматы иностранных дел продолжали свою работу вплоть до развала Советского союза. Конституция, принятая в 1977 году сохраняла права республик на налаживание связей с иностранными ведомствами и участием в международных организациях.

Формальная самостоятельность республик Советского союза — выгода от сталинских поблажек

Членство Украины и Белоруссии в международных организациях имело ключевое значение во время голосований, когда представители СССР не имели возможности принять участие в урегулировании важны вопросов. Так можно было успешно продвигать внешнеполитическую линию Советского союза на международном уровне. Например, Украинская ССР входила в состав Комитета ООН, занимающегося реализацией прав палестинского народа и Специального комитета, выступающего против апартеида.

Украина и Беларусь в качестве стран-членов ООН получили существенную поддержку в послевоенный период, когда требовались огромные финансовые вложения для восстановления страны. Они входили в состав UNRRA.

Оцените статью
ДниМосквы
Добавить комментарий